Дополнительные занятия. Вмешательство в младенческом возрасте

Дополнительные занятия продолжаются в первые годы начальной школы или когда ребенок переходит в школу с качественным обучением, положительное влияние на школьную успеваемость еще более заметно  Более того, одно из исследований, которое было посвящено изучению влияния посещения дошкольных программ на достижения взрослых, выявило наличие долговременных последствий.

Молодые люди, участвовавшие в свое время в экспериментальной дошкольной программе, лучшими оценками закончили среднюю школу и у них реже отмечалось криминальное поведение, среди них ниже уровень безработицы, так же как и вероятность проживания на социальном пособии, по сравнению с их сверстниками, которые не имели возможности посещать дошкольные программы Поэтому потенциальное влияние таких образовательных программ может быть весьма значимым, даже несмотря на то, что такие программы, по-видимому, не оказывают долговременного воздействия на результаты стандартизированных IQ тестов. В то же время стоит подчеркнуть, что отличается от программы «Начало пути» и от других подобных проектов. Мы не располагаем эквивалентной информацией о воздействии всех существующих программ, хотя разумно было бы ожидать, что успешные, квалифицированные программы будут иметь сходное влияние Эдвард Зиглер, ведущий специалист программы «Начало пути», говорит: «Само по себе раннее вмешательство не может изменить жизнь.

Позитивное воздействие может быть нивелировано более длительным и обширным опытом проживания в бедности» Такие программы, как «Начало пути», заслуживают нашей поддержки, но не стоит ожидать, что они решат все проблемы.

Несмотря на дороговизну и сложность, программы, которые начинаются в младенческом возрасте, а не с 3 или 4 лет, оказываются более обещающими. Показатели IQ детей из бедных семей, которые посещали такие ранние программы, действительно отражают наличие эффекта настройки: показатели продолжают повышаться даже после того, как заканчивается вмешательство. Этот результат не является неожиданным, если учитывать известную нам информацию о важности ранней стимуляции для образования нервных связей мозга. обстановке, тогда как другие в течение определенного периода посещали различные дневные учреждения или дошкольные программы.

Когда он сравнил IQ этих двух групп с показателями IQ детей, участвовавшим в специальной программе вмешательства, он обнаружил следующую закономерность: дети из специальной программы отличались самыми высокими показателями, за ними следовали дети, которые имели опыт посещения дневного учреждения, и самые низкие показатели были у детей, воспитывающихся только дома. В 4 года средние показатели IQ детей из этих трех групп составили 101,1,94,0 и 84,2 соответственно То есть продолжительность и качество вмешательства оказались тесно связанными с величиной оказываемого воздействия.

Другие исследователи подтвердили основное положение, что самые эффективные программы — это те, которые рано начинаются и обеспечивают последовательную и постоянную стимуляцию.  Эти результаты не означают, что любое психическое отставание можно «вылечить» при помощи организации интенсивных занятий в младенческом возрасте. Но они действительно показывают, что интеллект (аналитические способности, по крайней мере) тех детей, которые начинают жизнь в малоблагоприятных условиях, может быть существенно повышен, если с раннего возраста они будут получать более богатую стимуляцию